Пятница, 31 июля, 2020

Мариуполь откажется от маршруток в пользу коммунального транспорта?

  В Мариуполе планируют постепенно отказываться от услуг частных перевозчиков, вместо старых и разбитых маршруток будут расширять парк муниципального транспорта. Далее расскажет mariupol-future. В департаменте транспорта...

Виктор Нильсен — известный мариупольский архитектор

Наш замечательный город Мариуполь был бы не таким красочным и интересным, если бы не деятельность целого ряда известных деятелей культуры, искусства, в...

Историческая прогулка Мариуполем: интересные достопримечательности родного города

Мариуполь - славной красивый город, где есть на что посмотреть и всегда найдется чем заняться, пишет сайт mariupol-future.com. Несмотря на общепринятое мнение...

6 памятников архитектуры в Мариуполе с столетней историей

В Мариуполе есть шесть архитектурных памятников, которые стоит увидеть. Они оберегаются государством. Далее рассказывает "mariupol-future.com.ua". Мариуполь XIX века был одноэтажным. Всего было 3804 домов, 34...

В Мариуполе запустили новый коммунальный автобус, а зарплаты водителей достигли 20 тысяч гривен

В Мариуполе новый коммунальный автобус «потеснит» на одном из популярных городских маршрутов частных перевозчиков. В городе сегодня запустили автобус повышенной комфортности 18 А, который...

Виктор Нильсен — известный мариупольский архитектор

Наш замечательный город Мариуполь был бы не таким красочным и интересным, если бы не деятельность целого ряда известных деятелей культуры, искусства, в частности, архитектуры, ведь благодаря их плодотворной работе город стал таким, каким он есть, пишет сайт mariupol-future.com.ua.

Одной из таких талантливый фигур в истории города Мариуполь является Нильсен Виктор Александрович, без которого город в наше время выглядело бы значительно беднее и не таким интересным.

Кто такой Виктор Нильсен и с чего началась его деятельность?

Виктор Нильсен — это имя хорошо известно для жителей Мариуполя, историков и исследователей. Он — выдающийся мариупольский архитектор эпохи сецессии, который родился в 1871 году и умер в 1949 году. Родился будущий деятель архитектуры за рубежом, в Санкт-Петербурге, в семье пастора, которая имела датское и немецкое происхождение (отсюда и такое интересная и звучная фамилия у архитектора).

Здесь, в родном Санкт-Петербурге, Виктор Александрович и получил свое образование — здесь учился в Институте гражданских инженеров, после чего начал свою профессиональную деятельность. Свою архитектурную и инженерную деятельность начал также в России, в городе Рыбинск (Ярославская губерния в то время). Здесь он как молодой специалист успел также сделать свой вклад, его заслугой в Рыбинске является строительство городского водопровода, чем обязаны именно проекту Нильсона.

Такие успехи не могли не привлечь внимание и очень скоро Виктора Александровича пригласили на важную и авторитетную должность — его в это время пригласили на должность главного архитектора города Мариуполя.

Когда Виктор Нильсон прибыл в Мариуполь?

Так, именно благодаря своим первым успехам в маленьком Рыбинске Виктор Нильсен и был приглашен в Мариуполь на главную архитектурную должность в городе. На новое место работы Виктор Нильсен прибыл в 1900 году (или в 1901 — по данным других исторических источников).

К слову, до прихода Виктора Нильсена на эту должность в Мариуполе предварительным городскими архитекторами здесь были марта Самуил Иосифович и Эмерик Адольф Густавович. Их деятельность не отметилась такими большими шагами, как сделал сразу после прихода новый архитектор.

Так, до прихода архитектора Нильсена наш город буквально погибал от недостатка воды — говорится о чистой питьевой воде в жаркую летнюю пору, когда без нее невозможно обойтись. Неудивительно, что нового мариупольского архитектора сразу же призвали к работе по созданию проекта городского водопровода, который в те времена имел довольно существенную смету. Интересный факт: разрешение на строительство городского водопровода подписал сам Петр Столыпин.

Молодой специалист быстро и успешно справился с поставленной перед ним задачей, хотя она и была нелегкой. Он сделал очень большой вклад для развития Мариуполя уже с начала своей деятельности в должности здесь — благодаря новому городскому водопровода водоснабжения полноценное получили более двух третей всех жителей Мариуполя, и еще одна треть населения в то время использовала колодцы для получения воды.

От должности архитектора к депутату мариупольской думы

Такая успешная работа и ответственное отношение к своим обязанностям снова не остались в стороне внимания чиновников — очень скоро благодаря этому проекту возросло доверие к архитектору и его даже пригласили стать депутатом мариупольской думы. Да что там говорить — вместе с такими карьерной шагами к Нильсону пришел и значительный материальный успех, ведь уже в то время он имел имущества на 600 рублей.

Карьеру архитектора разрушила советская власть

Но недолго «играла музыка» — советская власть беспощадно разрушила все мечты и замыслы архитектора Нильсона. После 1917-1918 годов отношение советской власти к архитектору резко изменилось в негативную сторону как к успешному специалисту царского периода. В 1935 году вообще произошла массовое увольнение кадров, которые имели дворянское происхождение. В то время архитектор Нильсен был лишен права быть архитектором-практиком, поэтому работал в техническом отделе нового завода «Азовсталь».

Ударом для Нильсена как архитектора и создателя церкви Константина и Елены в Мариуполе стало разрушение властями храма в 1936 году. Среди уничтоженного труда архитектора Нильсена также оказалась еще одна бесценная вещь — альбом с зарисовками архитектора, куда он относил рисунки фасадов спроектированных работ и их окружение того времени. Дом архитектора и его личный архив также пострадали от пожаров. Однако пожары — это результат немецкой власти, а не советских чиновников. Пожары поступили немецкие захватчики во время отступления из города.

Что уж говорить о потере рисунков архитектора — потеря рисунков архитектора значительно ухудшила изучение периода оживления застройки города эпоху капитализма и исторической застройки города из-за отсутствия копий пропавших рисунков.

Но даже несмотря на такую ​​беспокойную деятельность и постоянное давление со стороны власти и других обстоятельств Виктор Нильсен сумел оставить неплохой вклад в развитие архитектуры нашего города.

Архитектурные проекты выдающегося Виктора Нильсена

Так, среди наиболее знаковых архитектурных работ — проектирование Старой башни (водонапорной башни), которая находится в Центральном районе Мариуполя на пересечении улиц Варганова и Энгельса. Высота этого исторического сооружения в Мариуполе составляет 33 метра.

Возникла водонапорная башня в центральном районе города в 1910 году. В то время на улицах нашего города появились водяные колонки с помещениями для смотрителей, которые продавали воду. Тогда в богатых мариупольцев были отдельные привилегии, ведь в их дома провели отдельные линии.

И водонапорная башня в Мариуполе в наше время выполняет несколько иную функцию — с 2016 года в отремонтированном помещении водонапорной башни создали креативное пространство «Башня» и здесь проводят различные выставки, лекции, концерты и многое-многое другое.

Среди других знаковых архитектурных работ нашего города, построенных Виктором Нильсеном — церковь Константина и Елены (разрушена), школа при заводе «Никополь», помещение собственного дома и старый корпус одного из университетов в Мариуполе.

В честь архитектора Виктора Нильсена в Мариуполе названа одна из улиц.

Latest Posts

Виктор Нильсен — известный мариупольский архитектор

Наш замечательный город Мариуполь был бы не таким красочным и интересным, если бы не деятельность целого ряда известных деятелей культуры, искусства, в...

Историческая прогулка Мариуполем: интересные достопримечательности родного города

Мариуполь - славной красивый город, где есть на что посмотреть и всегда найдется чем заняться, пишет сайт mariupol-future.com. Несмотря на общепринятое мнение...

6 памятников архитектуры в Мариуполе с столетней историей

В Мариуполе есть шесть архитектурных памятников, которые стоит увидеть. Они оберегаются государством. Далее рассказывает "mariupol-future.com.ua". Мариуполь XIX века был одноэтажным. Всего было 3804 домов, 34...

В Мариуполе запустили новый коммунальный автобус, а зарплаты водителей достигли 20 тысяч гривен

В Мариуполе новый коммунальный автобус «потеснит» на одном из популярных городских маршрутов частных перевозчиков. В городе сегодня запустили автобус повышенной комфортности 18 А, который...

В Мариуполе железнодорожный вокзал станет железнодорожно-морским

Железнодорожный вокзал – это главные ворота города, именно с вокзала каждый приезжий начинает свое знакомство с Мариуполем. И нынешнее состояние привозкальной площади и всей...